Дизайн-код Москвы

Началось все с призывов известного дизайнера Артемия Лебедева, который был возмущен безобразным размещением рекламных конструкций на улицах Москвы. Частенько в своих постах он высмеивал аляповатые вывески, которые загораживали архитектурные особенности старинных особняков, нависающие над первыми этажами уродливые конструкции, изготовленные из дешевого пластика и никак не гармонирующие с общим тоном здания. Он призывал изменить облик столицы, убрав слишком крупные рекламные конструкции, заменить их на аккуратные и более сдержанные.

Сравнения с чистенькими европейскими городами, в которых даже реклама соответствует образу всего города и отличается лаконичностью, были не в пользу московских. Эти возмущения привели к заказу московского Комитета по архитектуре и градостроительству на создание архитектурно-художественной концепции для города Москвы. В итоге, Артемий Лебедев со специалистами своей студии, занимающейся разработкой веб-дизайна и разработкой оригинальной рекламы, создал Дизайн-код Москвы. Студия, совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры, разработало архитектурно-художественную концепцию на установку рекламных конструкций для 11-ти улиц города, которые расположены в центре. На основе этой концепции было составлено руководство, по которому владельцы коммерческих объектов должны были преобразовать существующие рекламные вывески и сделать их более аккуратными.

Постановление Сергея Собянина

25 декабря 2013 года мэром Москвы Сергеем Собяниным было подписано постановление, в котором говорилось, что любая организация может установить одну рекламную вывеску на том здании, которое она занимает, причем, установлена она должна быть по новым правилам. Если же возникнут споры и нежелания со стороны владельца, то вывеска должна быть просто демонтирована. На основе этого постановления студия Артемия Лебедева разработала правила установки конструкций для 300 зданий в самом центре столицы. Было решено отказаться от кондиционеров, которые выставлялись в окна и уродовали фасады зданий, от пластиковых окон с разнообразными конструкциями, расцветками и размерами, от спутниковых тарелок, торчащих повсюду. Также проект распространялся на замену входных дверей с облупленной краской, царапинами всех размеров, вмятинами и перекосами. Было решено облагородить и подъезды домов, выходящих на центральные улицы. Конечно, реакция владельцев рекламных конструкций была негативной, ведь стоимость новых вывесок и щитов никто не возвращал. Посмотрите видео:

Вначале проект был запущен в пилотном режиме, выяснялись все нюансы, особенности, технические возможности. Уже через пару месяцев проект признали успешным, и постепенно, Дизайн-код распространился на всю Москву. В разработке проекта принимали участие главный архитектор города Сергей Кузнецов, а также главный московский художник Татьяна Гук, которые оказывали всестороннюю поддержку и помощь специалистам студии.

Особенности разработанного руководства

Помимо общих рекомендаций по размещению рекламных поверхностей на фасадах исторических зданий Москвы, включены рекомендации о том, как сделать каждую вывеску гармоничной и сочетающейся с цветом и архитектурой здания. Было обращено особое внимание на улицы Большая Садовая, Рождественка, Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост, 1-я Тверская-Ямская, Воздвиженка, Тверская, Петровка, а также в Столешниковом и Камергерском переулках. Особое внимание уделено Арбату и Новому Арбату. Руководство призывает всех владельцев принять участие в улучшении внешнего вида города. Одновременно упрощен процесс получения разрешений на монтирование вывесок. Дизайн-код подразумевает соблюдение единых для всех правил.

Так, к примеру, рекомендовано отказаться от надписей, которые нанесены на сплошные полотна баннеров или наклеенных на плексиглас. Гораздо лучше смотрятся отдельно выпиленные буквы. Причем эти буквы должны располагаться таким образом, чтобы каждая из них отбрасывала на фасад собственную тень. Промежутки, оставленные между буквами, позволяют не прикрывать фактуру здания, пропускают солнечные лучи и смотрятся намного эстетичнее, не сливаясь друг с другом. Появляется своеобразная легкость, ажурность, конструкция не отягощается дополнительными элементами. Запрещены также световые короба, которые выглядели слишком пафосно, нависали над входами, давили своим ярким люминесцентным светом. Упразднены мигающие, гудящие, раздражающие вывески, остались только аккуратно вырезанные объемные буквы, которые крепятся прямо к фасаду. Можно расположить и логотип, который также должен быть выпилен в виде объемной фигуры.

Положение из руководства

Составленное руководство призывает учитывать особенности архитектурного облика здания, не допускать заклеенных баннерами витрин и ниш, которые создают нежилой и запущенный вид. Недопустимо закрывать проемы окон, заклеивать или загораживать конструкциями декоративные детали фасадов. Использовать полупрозрачные конструкции, которые будут максимально вписываться в дизайн строения. Вместо сплошных подложек использовать только вырезанные объемные буквы, крепящиеся непосредственно к фасаду и отбрасывающие тень на здание.

Как готовился проект

При создании проекта была проделана масса работы, которую, к тому же, никто прежде не делал. Вначале от заказчика были получены фотографии и чертежи текущего положения рекламных конструкций. Были рассмотрены сотни примеров подобных проектов в других городах мира, которые уже имеют опыт в оформлении коммерческих объектов вывесками. После того, как наиболее привлекательные варианты были отобраны, в студии стали выбирать наиболее важные места, которые нужно было заменить немедленно и в первую очередь. Как выяснилось, разработать новый дизайн для всех вывесок просто нереально. Кроме вывесок работа шла и в переоформлении других видов рекламы: панель-кронштейнов, флагов, навесов, указателей, табличек. Всему зданию нужно было придать общий облик, который, к тому же будет перекликаться с оформлением соседних строений.

Для новых вывесок был сделан фотомонтаж. Затем сделаны фотографии, которые показывали, как каждая из конструкций будет крепиться к фасаду, из чего она будет сделана, какой вид подсветки используется. Была учтена «точка зрения» прохожих, снимки производились как бы со стороны их взгляда, выяснялось, какие части конструкции будут заметны с тротуара. Самыми безобразными были вывески и афиши культурных заведений, которые не слишком беспокоились о внешнем виде рекламы. Некоторым учреждениям студия Лебедева предложила свой вариант баннеров и вывесок.

Что изменилось после принятия руководства

Арбат

На Старом Арбате исчезла реклама, сменились кричащие вывески, удалились зазывалы, и поутихла ревущая музыка. Существующая сейчас реклама более лаконична, не давит своими размерами и кричащими красками. С «Хард Рок кафе» убрали нависающие электрогитары, пивную крышу. Все вывески подчинены одному общему дизайн-коду, владельцев заставили удалить декоративные панели. Руководство ресторана «Генацвале» подошло к процессу творчески: здесь подкрасили рамы окошек, подновили кувшин, сменили вывеску, убрали рекламную тумбу. На Арбате заменили фонари, установили новые скамейки. В мае 2016 началась глобальная реконструкция улицы.

Тверская площадь

Эта площадь постоянно радует москвичей и гостей столицы. Фасады и крыши домов полностью очистили от рекламы, исчезла парковка возле памятника Юрию Долгорукому, установлены новые урны, лавки, разбиты клумбы. Теперь здесь часто проводят ярмарки, городские мероприятия.

Это лишь несколько примеров, подобное произошло и на других улицах Москвы.

Мнение рекламодателей

Конечно, многие рекламные агентства были не только недовольны принятым руководством, но и вообще остались без работы. Ведь их специализация была связана именно с производством таких вот, попавших под запрет табличек, вывесок и других объектов. Владельцам предприятий пришлось тратить рекламный бюджет на замену конструкций, на их демонтаж и создание новых объектов. Да и размеры конструкций, которые стали намного скромнее, поубавили приток денежных средств к производителям такой рекламы. По мнению некоторых горожан, некоторые части города потеряли свой облик, стали более скучными и безликими. Другие же не устают восхищаться обновленными и нарядными улицами, в которых видны исторические объекты, а не броские рекламные баннеры и плакаты.

Что происходит с наружной рекламой сейчас

Крупноформатная реклама стала возвращаться. Теперь рекламодатели нашли новые лазейки для того, чтобы обойти закон. На глухих торцах зданий стали вновь размещать рекламу, теперь называя ее стрит-артом. Вначале были скромные попытки нарисовать действительно привлекательные картины, изобразив в уголке крошечны логотип. Но видя, что попыток никто не пресекает, логотипы стали больше, а стены теперь покрывают гигантские граффити. Если прежде на стенах изображали автомобили, спортивный инвентарь, мобильные телефоны, которые обходились в 250-400 тысяч рублей в месяц, то теперь появились крупные изображения стюардесс от Аэрофлота и вовсе непривлекательные панно от разных не слишком законопослушных рекламодателей. Цена на такие творения скрывается, так как легальных разрешений на такое творчество в Москве не выдают. Как заявил глава департамента СМИ и рекламы Иван Шубин, его организация не позволяет размещать граффити на стенах домов. Подобные разрешения запрещены как федеральным, так и московским законодательством. Видео:

Использованы фотографии artlebedev.ru

Группа Компаний «Мособлреклама»
1996-2020 © Все права защищены
Служба контроля качества: client@mosoblreclama.ru